
Стремимся к нулю: Zero waste в моде
Ничего не выбрасывать
Ноль отходов, или zero waste, — это система потребления, в которой ничего не оказывается на свалках; меньше производится; вещи по возможности используются повторно; минимум перерабатывается и максимум компостируется. В идеале у человека получится как у природы: все процессы станут циклическими.
Звучит утопично, но у некоторых комьюнити получилось. К примеру, у японского города Камикацу у первого в стране вышло воплотить в жизнь политику zero waste. C 2003 года муниципалитет проводит реформу, направленную на отказ от потребления одноразовых товаров. Отходы сортируются на более чем 45 категорий. После проверки волонтерами вещи в хорошем состоянии передаются в "магазин переработки", из которого любой житель может бесплатно забрать что-то домой. Сегодня жители Камикацу практически не производят мусор.
У модной индустрии плохая репутация. Всего порядка 20% ненужной одежды перерабатывается — большая часть сжигается или оказывается на свалке. Проблема существует не только на уровне потребителей. Вся индустрия производит ежегодно 92 миллиона тонн текстиля, и при этом приблизительно 15% материалов пропадает в процессе кроя.
Чтобы свести количество отходов к нулю, одним ресайклингом не обойтись. Он является лишь одним из трех R обращения с отходами: reduce (уменьшать), reuse (использовать повторно), recycle (перерабатывать). Задача дизайнеров в таком случае — терять меньше материалов в процессе производства и рационально использовать уже существующие изделия. Как этого достичь?
Безотходные выкройки
Первый шаг к минимизации отходов — не выбрасывать ткань. Среди пионеров этого направления — новозеландский дизайнер Холли Макквилан, автор книги Zero Waste Fashion Design. Она экспериментирует с выкройками: по максимуму используются все остатки материала, модели легко модифицируются под носителя.



"Zero waste" fashion designer @hollymcquillan's experiment with CLO. pic.twitter.com/EAsaxeMm9M
— CLO (@itsclo3d) March 26, 2018
Еще один пример такого подхода — работы финского дизайнера и преподавателя в школе дизайна Парсонс в Нью-Йорке Тимо Риссанена. Он пропагандирует концепцию zero waste и конструирует свои изделия по безотходной технологии: ткань используется максимально эргономично, все элементы выкройки по периметру прилегают друг к другу.

Производить строго под спрос
Как угадать спрос? Британская компания Unmade разработала операционную платформу UnmadeOS. Она позволяет потребителям самостоятельно кастомизировать трикотажные изделия и после размещать заказ на производство понравившейся вещи. Таким образом, отшивается только то, что действительно покупается, а отходы минимизируются.
Такой формат положит конец эпохе перепроизводства и утилизации огромного количества вещей. Технологию UnmadeOS уже внедрили New Balance и Opening Ceremony, а в коллаборации с последними и Farfetch — для продажи капсульной коллекции трикотажа с кастомизацией.
Отходы как сырье
Повышенный интерес к использованию отходов в производстве одежды появился еще в начале 2000-х, с кутюрной линией Maison Martin Margiela Artisanal. В ней фигурировали переосмысленные изделия с блошиных рынков: галстуки-бабочки трансформировались в топ, кожаные ремешки сшивались и формировали брюки, а переработанный деним украшался виртуозной вышивкой. Деконструкции Мартина Маржелы, наподобие свитера из носков и жакета из сандалий, представленных на выставке Zero Waste: Fashion Repatterned, организованной университетом Columbia College Chicago в 2011 году, — эталоны апсайклинга.




Еще один яркий пример — британский дизайнер Christopher Raeburn. С 2001 года его коллекции построены по принципу remade, reused, recycled (переделанное, использованное заново, переработанное) — будь то женский бомбер из военной формы или сумки из палаток в коллаборации с The North Face.

Сегодня модных брендов и коллекций, посвященных апсайклингу (изготовлению новых вещей из старых), — множество. Финская компания Pure Waste, например, производит ткани и готовые изделия исключительно из отходов.
В конце 2019-го adidas by Stella McCartney задали высокую планку — представили концепт первого 100% перерабатываемого худи из материала NuCycl на основе синтетических волокон из раздробленной утилизированной ткани.
В Украине это направление активно развивает бренд Ksenia Schnaider. Бренд стартовал с переработанных джинсов Rework Denim. Во время карантина основатели бренда Ксения и Антон запустили Shirt Project. Вещи в технике петчворк шьются из обрезков тканей, которые остались после производства - своего и других брендов.
Сегодня мы видим только начало. Пока что ни один модный бренд не стал безотходным в чистом виде. Тем не менее, zero waste — не столько красивая цель, сколько процесс. Механизм запущен, и истории успеха брендов в борьбе с отходами неизбежно трансформируются в привычку индустрии - как создателей, так и потребителей моды.
Читайте также:
Nike выпустят кроссовки из отходов, а adidas и Allbirds уменьшат углеродный след.
H&M разработали ткань, в которой не жарко летом.
Французский бренд создал кроссовки из яблочной кожуры.