
Смена поколений: школьная обувь для тех, кто закончил школу
Или почему преппи и девяностые задержатся надолго
Девяностые годы как тренд, похоже, пришли, чтобы остаться еще как минимум на одно десятилетие: показы весенне-летнего сезона вовсю пестрели мини-юбками, гольфами, легинсами, логотипами и прочими атрибутами этой эпохи. Но прелесть девяностых заключается в том, что они и сами, по сути, являются гремучей смесью стилей, направлений, культур и тенденций: в них и спорт-шик, и 70-е, и хиппи, и немного диско и китча. Все эти темы были подняты дизайнерами в рамках весенних коллекциях, на межсезонье они возвращаются в школу, а точнее, к преппи. Это, конечно, имеет определенный смысл: осень прочно ассоциируется с Первым сентября, громоздкими букетами ромашек и подъемом в 7 утра после целого лета отчаянного безделья даже у тех, кто окончил школу энное количество лет тому назад. Но еще первое сентября — это гнетущая необходимость вылезать из джинсов, босоножек и маек и доставать из шкафа туфли, мокасины, белые чулки и плиссированные юбки. Но, возможно, совсем и не гнетущая.
По часовой стрелке: Trussardi, MSGM, Stella McCartney, Marni, Pollini
В этом сезоне ностальгия по школе и девяностые в качестве всепоглощающей тенденции удивительным образом, что называется, нашли друг друга: эта эпоха во многом посвящена как непосредственно школьной форме, так и институту формы в целом как глобальному способу унификации и контроля. Именно на девяностые года пришлась очередная вспышка культа индивидуализма, когда обязанность делать выбор и одновременно свобода этого самого выбора и занимала умы молодых людей по всему миру. Потому и отсылки к форме заняли такое прочное место в моде того времени: короткие плиссированные юбки, туфли Мэри Джейн, оксфорды, приспущенные чулки, высокая платформа и кроссовки, как на уроках физкультуры, превратились в абсолютный хит и за стенами колледжей.
Saint Laurent, Jil Sander, Viktor & Rolf, Miu Miu
Форме присуща определенная дуальность: с одной стороны, это дисциплина, строгость и послушание, но с другой — женская форма не лишена определенной доли чувственности и скрытого подтекста. Чего стоит одна лишь недавняя съемка Жизель Бюндхен для i-D, в которой девушка примеряет образ ученицы старшей школы и, не покидая граней приличия, умудряется при этом выглядеть женственно, а не как синий чулок. Раньше, когда форма была оружием для стирания разницы между школьницами, бунтарский дух заставлял девушек находить способы декорировать свои наряды так, чтоб выделяться среди сверстниц: не черная, а темно-синяя юбка, не пояс, а длинная ниточка жемчуга, и в таком же духе дальше. Но сейчас, когда намеренное лишение себя индивидуальности и необходимости делать выбор стали одной из основных культурных течений, школьная форма приобретает новое очарование.
Balmain, Givenchy, Lagerfeld, Christopher Kane, Gianvito Rossi
И правда, что может быть заманчивее для поклонников нормкора, чем возможность, недолго думая, надеть белую футболку с синей юбкой и ботинками Karl Lagerfeld черного цвета с высокой подошвой, которые просто восхитительно напоминают любые другие похожие ботинки? Да совершенно ничего. Именно поэтому девяностые с их формой и преппи, где кроссовки на высокой подошве, где грубые ботинки на манер Dr. Martens, где по-лолитовски кокетливые остроносые лодочки Miu Miu, а еще потрясающе гимназистские туфли Saint Laurent, как у Ольги Мещерской, обречены на то, чтобы стать сейчас безумно популярными. И униформы, которые сейчас провозглашают такие авангардисты, как Александр Вэнг и Раф Симонс, говорят об этом как нельзя более прямолинейно и отчетливо.
Jil Sander, Chloé, Isabel Marant, Derek Lam, Miu Miu