Первой Неделей моды принято считать действо, состоявшееся в Нью-Йорке в 1943 году, тогда предприимчивый пиар-агент Элеанор Ламберт организовала Press Week, которая торжественно прошла в отеле Plaza и продемонстрировала журналистам и байерам последние достижения и возможности американских дизайнеров. Как и почему было решено провести Неделю? Дело в том, что как раз в это время Париж, который уже завоевал себе право называться столицей моды, был оккупирован. "Моду нужно спасать!" — отважно решила Элеанор Ламберт и вместе с тем не могла упустить возможности лишить Францию статуса главной модной страны мира. Байеры универмагов впечатлены, публика восторженна, ужасы войны на время позабыты. Занавес.
Показ в одном из американских универмагов
На деле же первые модные шоу, из которых вскоре эволюционировали привычные нам Недели моды, — реализация амбициозных планов тогдашних универмагов, которые мечтали расширить круг своих клиенток не только за счет состоятельных дам (которые, увы, предпочитали частные ателье), но и за счет среднего класса. В 1903 году в нью-йоркском магазине под названием Ehrich Brothers состоялось первое модное шоу, привлекшее, без преувеличения, тысячи девушек. И дальше все покатилось как снежный ком: все больше и больше универмагов представляли свой ассортимент в формате показов. "В 1913 году Ассоциация национальных продаж выпустила брошюру, в которой рекомендовала ритейлерам в небольших городках объединяться и вместе проводить модные шоу, декорировать свои магазинчики и создавать своеобразные кооперативы", — пишет Ян Уитейкер в своей книге "Как американские универмаги покорили средний класс".
Показы универмагов стали значительной и влиятельной частью культурной жизни Америки: издательство Fairchild даже выпустило своеобразный мануал, получивший название How to Give a Fashion Show, в котором начинающие модные кураторы могли узнать о том, как привлечь наибольшее количество клиентов, байеров, правильно организовать показ и выбирать ключевые модели сезона. Форматы у модных шоу были самые разнообразные: во время, например, Великой депрессии универмаги не могли сойтись на одной мысли — стоит или не стоит сейчас привлекать внимание к моде. Те, кто решил, что все же стоит, устраивали настоящие театрализованные представления — показ финальной коллекции Марка Джейкобса для Louis Vuitton определенно пришелся бы им по душе. Шоу делились на несколько актов, приглашенным гостям рассылались затейливо и богато декорированные билеты на спектакли. В 1946 году универмаг Frederick & Nelson, поддавшись массовым торжествующим настроениям в связи с окончанием войны, пригласил 36 дизайнеров и самых знаменитых критиков того времени. Это действо в итоге оказалось на обложке журнала Life как живое воплощение философии того времени: война окончена, и можно позволить себе сидеть дома в уютном кресле, пить газировку, ни о чем не волноваться. Однако модной индустрии Америки волноваться все-таки было о чем: на карту решил вернуться Париж, прихватив с собой и итальянских дизайнеров.
Итальянский аристократ Джованни Баттиста Джорджини позаимствовал у американских коллег удобный способ знакомить прессу с находками модной индустрии и в 1952 году организовал серию шоу в Палаццо Питти во Флоренции. Мир, подуставший от пышных французских и коммерческих американских находок, с восторгом наблюдал за взлетом Эмилио Пуччи и Дома Missoni. Каким образом Недели моды были перемещены в Милан? Небольшой аэропорт Флоренции с трудом мог уместить поток посетителей, мечтающих засвидетельствовать рождение и восхождение итальянской моды. Уже в 1975 году Милан представил первый календарь показов в рамках Settimana Della Moda. А за два года до этого в Париже состоялась схватка между армиями Америки и Франции, к счастью, эти войска были модными: в Версаль прибыли пятеро дизайнеров из США, решивших сразиться в своем мастерстве с французскими мэтрами. Позднее это событие, прорвавшее заслон между фэшн-пространствами двух континентов, получило название "Версальская битва". Последним из четырех великих столиц моды современности к написанию истории Недель моды присоединился Лондон: на территории небольшой парковки для машин в западной части города при поддержке британского Vogue в 1984 году состоялась первая Неделя моды в Лондоне. На ней среди прочих свою коллекцию продемонстрировал Джон Гальяно и впервые была замечена Кейт Мосс.
Tsumori Chisato
Balmain
Comme des Garçons
Alexander McQueen